На вопрос «почему» ответила привлеченный эксперт ТПП РФ, глава таможенного холдинга компании «ТАРГО групп», являющегося членом ТПП РФ, Татьяна Круглова.
По её мнению, бизнес идет туда, где его лучше принимают и где он может эффективнее работать, а в Казахстане – выгоднее, чем у нас. Эксперт подчеркивает,что внутренние налоги в Казахстане в основном ниже российских, к тому же они лучше администрируются. Так, НДС - 12 процентов против 18 в России, а скорость его возврата выше, а это стимул к тому, чтобы активнее развивалось производство. Налог на прибыль, с точки зрения бизнеса, опять-таки не в пользу России: 20 процентов у них против 24 у нас. Страховые взносы бизнеса в России тоже заметно выше. Поэтому все больше российских предпринимателей решаются на перенос производства в Казахстан. В этой стране вполне успешно реализуется государственная программа «Дорожная карта бизнеса — 2020». Суть ее в том, что предприниматели получают многие сервисные услуги бесплатно; за счет государства, например, привлекаются эксперты для получения консультаций по решению отдельных задач. Об этом российские некрупные компании могут только мечтать.
Наконец, там легче проходить таможню. Нет-нет, таможенные правила у нас сходные, поскольку Россия, Беларусь, Казахстан входят в один Таможенный союз. А вот практика их применения – разная. В России, например, таможня нередко администрирует таможенную стоимость под свои ценовые ориентиры, игнорируя стоимость продукции, установленную в контракте продавцом и покупателем. Это одна из главных проблем для импортеров. Нередко таможня требует также изменить классификационный кода товара по ТН ВЭД и скорректировать его таможенную стоимость - скорректировать, естественно, вверх; импортер идет на это, лишь бы скорее пройти таможню и не потерять время, а потом пытается вернуть переплату через суд. И так далее… Таможня вроде бы старается заработать для бюджета больше денег. Но это слабое утешение импортеру, для которого таможенные процедуры нередко могут стать весьма мучительной «ездой в незнаемое».
А вот в Казахстане законы соблюдаются жестче, упомянутая выше «таможенная самодеятельность» не приветствуется. Казахская таможня более ориентирована на гармонизацию и упрощение таможенных процедур, как того и требует соответствующая Киотская конвенция, подписанная, кстати, и нами. В соответствии с ней, напомним, таможенные службы должны устанавливать и поддерживать официальные отношения консультативного характера с участниками внешней торговли, развивать сотрудничество, содействовать их участию во внедрении наиболее эффективных методов работы – все это, безусловно, в обязательном соответствии с национальным законодательством и международными договорами.
В конечно итоге, как показывает практика, именно такой путь оказывается более выгодным для экономики - похоже, казахи это осознали раньше нас, у них это получается лучше, а потому вполне закономерно они и вырываются вперед.
Они практичнее, чем мы, подходят к делу, уверяет Татьяна Круглова; стремятся привлечь бизнес к себе, дать ему укорениться, помочь ему наладить успешную работу; стараются привлечь инвестиции в экономику. Глава Казахстана Назарбаев в прошлом году четко определил одну из важнейших целей страны: обеспечить к 2016 году становление республики как мирового торгово-логистического и делового хаба. И к этой цели республика идет с упорством и постоянством, достойными уважения.
По материалам Торгово-Промышленной Палаты РФ.
"