21 июня «Газпром» ограничил поставки газа в Белоруссию на 15%, 22-го это были уже 30% суточной нормы. Белоруссия тут же уменьшила транзит пропорционально тому объему, который недополучила от России.
«Первый вице-премьер Семашко отдал распоряжение «Белтрансгазу» в условиях 30% ограничения поставок российского газа в Белоруссию, в целях поддержания работоспособности газотранспортной системы республики, а также в связи с невозможностью дальнейшего ограничения потребителей страны, начать отбор газа из газотранспортной системы», - говорится в официальном письме в адрес «Газпрома». При этом сообщается, что белорусская сторона выполняет свои обязательства и во вторник произвела оплату задолженности за газ за май, как требуется по контракту. «При сохранении долга Белоруссии за январь-апрель в размере 186 млн. долларов «Газпром» за оказание услуг по транзиту в прошлом году и за 5 месяцев текущего года имеет задолженность 260 млн. долларов», - считает Белоруссия. То есть, по словам Александра Лукашенко, «не мы должны «Газпрому». «Газпром» должен нам $70 млн, если произвести взаимозачет.
Однако «справедливость» по-белорусски «Газпром» не устраивает. И Лукашенко пошел на «украинский вариант – привлек к конфликту европейские страны.
Нынешнее противостояние - пятое по счету за девятнадцатилетний период отношений России и Беларуси в качестве независимых государств. И самое незначительное по деньгам. Тут уж, как говорят – дело принципа.
"