Российская банковская система стремительно теряет запас прочности. Статистика за первые четыре месяца года, опубликованная на сайте ЦБ, просто шокирует. Если по результатам первого квартала российские банки заработали 58,261 млрд рублей совокупной доналоговой прибыли, то апрельские потери сократили эту прибыль до 32,285 млрд руб.
И хотя системе еще удается оставаться «в плюсе», количество убыточных банков неуклонно растет. На начало года их было 56, на конец марта – уже 110, а на конец апреля – 184. Это каждый шестой из 1090 действующих банков.
Тех, кто работает «в плюс», к началу мая насчитывалось 904 – но если по итогам января – апреля они показали 96,109 млрд рублей прибыли, в апреле – всего 8,722 млрд рублей. Для сравнения – в апреле прошлого года 1004 банка заработали 42,3 млрд руб.
Основной «вклад» в убытки банковской системы внес ВТБ.
За первый квартал госбанк работал в плюс (2 млрд прибыли) – а в апреле показал 28 млрд рублей убытка. Прибыль ВТБ «съедают» растущие отчисления на резервы по потерям. В апреле ВТБ начислил в резервы 6 млрд рублей под «стандартный» портфель и еще 11 млрд рублей – на случай дальнейшего роста просрочки.
Еще один «рекордсмен» по апрельским потерям – Газпромбанк. По данным банка «Траст», в апреле Газпромбанк показал 5,2 млрд руб убытка, однако ему удалось остаться в плюсе – благодаря полученным в первом квартале 16,6 млрд прибыли.
Причины огромных убытков банковской системы очевидны. Ухудшение кредитного качества портфеля, растущая просрочка и, соответственно, увеличивающиеся отчисления банков в резервы съедают все, что удается заработать.
К тому же крупные банки увлекались необеспеченным кредитованием – давали деньги крупным корпорациям, которые во время кризиса не могут выплачивать проценты по кредитам. У средних и мелких банков просто не хватало ресурсов для кредитования крупных организаций, а потому большая часть их корпоративного кредитного портфеля обеспечена залогами.
Уровень просроченной задолженности в совокупном кредитном портфеле российских банков по итогам апреля увеличился до 3,6%. Быстрее всего растет просрочка по валютным кредитам: 2,34% на январь, 3,85% – на апрель, 5,07% – на май.
В результате доля отчислений на резервы увеличилась по всей банковской системе с 4,5% на 1 января до 5,5% к апрелю и 6% к маю. Консервативнее всех Сбербанк – уровень резервов 6,8% против 4% у ВТБ.
Однако почти половина кредитов ВТБ выдана в валюте, то есть и невозврат по ним будет выше. К концу 2009 г., ВТБ, вполне возможно, получит более $1 млрд. убытка.
Впрочем, аналитики не считают картину ужасной. Для банков квартальная отчетность гораздо важнее промежуточных дат. Поэтому вполне вероятно, что резервы росли все четыре месяца, но отразить их банки решили в апреле, чтобы не портить отчетность за первый квартал. Возможно, в мае ситуация выровняется. К тому же майский рост фондовых рынок вновь вернул для банков привлекательность операций с ценными бумагами. Однако о прошлых прибылях, похоже, придется забыть навсегда.
"