Своим опытом поделился Валерий Скворцов, заместитель генерального директора ОАО «Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П.Чкалова» (НАПО им. Чкалова): «Наше предприятие не совсем типично и у него другие проблемы. Например, я считаю, что вся наша продукция инновационна. Авиация всегда была на острие научно-технического прогресса. и мы действительно хотим стать центром компетенции по ряду направлений, в том числе по композитному производству. Мы освоили композитное производство у себя. Без лишнего шума, без лишнего треска. Мы сейчас делаем носовые обтекатели для целого ряда как боевых, так и гражданских самолётов. Хотим «захватить» всю Россию, и для этого у нас есть все основания.
Цифровые модели. Мы сейчас самолёты строим не по чертежам. Наш гражданский самолёт весь в цифре. Это позволяет нам исключить доводки, доработки и прочее. Конечно, это тяжело очень идёт, это куча проблем. Но те ребята, которые приходят сейчас молодые, они действительно, уже читают с компьютера.
А лучшая иллюстрация — является ли инновационным предприятие, которое увеличивает объём продукции ежегодно в 1,5-1,8 раза? Причем увеличиваем не рубли, а штуки, физическое производство.
Мы делаем носовой и хвостовой обтекатели, самые сложные части фюзеляжа самолёта. Сейчас мы будем делать не только оболочку, но и всю начинку – приборы, жгуты, разводку. Это увеличит стоимость продукции в разы.
Мы конечно, не совсем характерны. У нас уникальная возможность в том, что на нашей территории есть отраслевой институт — ОАО НИИ НИАТ, институт авиационных технологий. И мы сейчас его вовсю используем. Вот тут сейчас прозвучала тема «заказные инновации». Да! Мы заказываем инновации, и мы это дело практикуем. ФЦП — федеральную целевую программу разработки новых авиационных технологий, с федеральным финансированием. Потому что даже такое предприятие, как наше, не имеет средств на то, чтобы заниматься инвестированием в научные разработки. Их просто нету, понимаете? Нам совет директоров не утвердит эти суммы.
Поэтому я говорил на «Интерре», первой, второй и третьей. Давайте так — вот выходят молодые ребята и предлагают что-то. Участвовать в чистой теоритизации я не буду. Но я — член экспертного совета. Я выбираю тему, одну или две, и предлагаю составить договор с этой фирмой и с этими людьми, чтоб они нам дали готовый продукт. Пусть он будет опытный, но чтоб он был рабочий.
И вот так мы в 2009 году нашли компанию «Бриз». Эта компания начала с того, что заменяла систему освещения в цехах. У них не просто там светильники, у них своя защита от прыжков напряжения и так далее. Сегодня компания «Бриз» имеет у нас объём в 100 млн рублей. Но всё равно — мы дали компании развитие, и она сегодня участвует во внедрении инновационного продукта — камеры электронно-лучевой сварки титановых бронеплит. И они делают обвязку всей этой камеры. Вот, пожалуйста.
Вторая «Интерра», 2010 года. Нашли компанию «Таурум». Она предложила математическую модель для контроля технологического оборудования. Внедрили её. Не очень много денег, кстати, затратили. И сегодня день нашего директора начинается с включения компьютера, у него высвечиваются все цеха с новым оборудованием, и показана загрузка станков в процентах. Они сейчас уже пытаются внедрить — почему не загружен, какие организационные меры необходимы для загрузки.
Третья «Интерра» — меня заинтересовала тема теплоизоляции труб и проводов. Сейчас мы не будем раскапывать трубы, изолировать и снова закапывать, но скоро грядет большая реконструкция цехов, там мы эту технологию применим».
"