Добраться до наукограда вчера было сложно. И не из-за потока заинтересованных слушателей. Просто в работе одного из организаторов - РЖД - случился сбой, электрички сильно задерживались, и ждать их приходилось прямо на промёрзшей платформе. Но это лирика. Те, кто всё-таки сумел дождаться электропоезда, столкнулся с проблемой недостатка отопления. С той же проблемой столкнулись и все доехавшие до Фрязино и поднявшиеся в зал клуба «Факел». В основном это были люди науки, инженеры, немного представителей бизнес – кругов. Чиновников же почти не было. Видимо, они в цепочке «инновации – производство» лишние.
Как и на всех конференциях, вначале прозвучали приветственные слова. Глава города Владимир Ухалкин с гордостью рассказал о прошлых, настоящих и будущих успехах. Из будущих – технопарк «Фотоника», совместный с «Роснано» амбициозный проект. За ним выступил директор ИРЭ РАН Ю.В.Гуляев, получивший, кстати, награду «Юнеско» за инновации. В немного фонивший микрофон он поведал о развитии отечественной школы радиотехники и электроники, об инновациях вообще и в частности. После небезызвестного Сколково он рассказал о Большом Сколково, на создание которого будет выделено 87 млрд. Рассказал о созданном экспертном совете, уже забраковавшем 240 представленных проектов. Так в выступление незаметно проникла нота ответственной тревоги. Продолжил это настроение Председатель Комитета ТПП РФ по качеству продукции Геннадий Воронин, сразу признавшийся в любви к статистике и горьким выводам. Он пока без особого гражданского пафоса привёл неутешительные данные по дефициту бюджета, сравнил отечественную структуру ВВП с американской и посетовал на то, что «Министерства не слышат голос профессоров». Зато хорошо был слышен немного подмёрзшим слушателям голос самого Воронина, все согласно переглянулись и расстроено повели плечами. Настроение приунывшей аудитории взялся поднять следующий выступавший – представитель Научно-производственного предприятия «Исток». А.Ф.Голицын приводил в основном теоретические данные: что такое инновации для Фрязино, что было разработано, кем и как. Впечатление складывалось самое радужное – нанотехнологии в России есть и они мощны.
Президент Национальной ассоциации наноиндустрии - Ананян М.А. восторга не разделил. В совей речи он выделил несколько основных проблем , сколь очевидных, столь и не решаемых. Во-первых, государство нерачительно, существующий задел нанознаний если и используется, то слабо. Интегрированный комплекс наноразработок ( на экране в это время красовался идеальный энергосберегающий экодом) не находит отражения в практической деятельности. Дом с экрана пропадает, и мы видим следующую проблему – (во-вторых) нет звена, объединившего науку и производство, в том числе и в системе образования (в-третьих). Чтобы не быть обычным обличителем Ананян рассказал об одном из способов решения проблемы – созданном совместно с Инженерным сообществом «Технопарке Слава». На базе Технопарка уже открыт (в том числе силами МЭИ) научно-образовательный центр, включающий лекционные и учебные залы, технологический центр коллективного пользования в составе 4 лабораторий, выставочный зал. С апреля-мая на территории «Славы» будет проходить постоянная выставка «Наноиндустрия России», где инженеры смогут познакомиться с нанооткрытиями, испытать и проверить их уместность на конкретном производстве. Также неравнодушный Ананян рассказал о разработанном ассоциацией проекте развития российских регионов, учитывающем потребности каждого конкретного края и создающего сконцентрированный пакет необходимых для решение этих проблем наноинноваций. Пока откликнулась лишь Кабардино-Балкария. На 25 декабря назначен смотр подготовленных для республики нанопроектов. Представляете, только для Кабардино-Балкарии! Ситуация, описанная Ананяном, такова: разработки есть, но машиностроительные предприятия особой заинтересованности не проявляют (вспомнилась холодная электричка), в Министерствах денег нет, система работы Роснано разочаровывает, например, ниировские работы там финансировать не могут/не хотят (вспомнился фонящий микрофон), внутренний рынок нанопродуктов отсутствует, призывы Президента (подумалось мне, - липа) тормозятся на других уровнях.
Ответить на эти сентенции было некому. Министр промышленности и науки Московской области Владимир Козырев, обычно исправно приезжавший, в присланном письме пожелал участникам удачи и плодотворной работы.
На этой ноте всех позвали на кофе-брейк. Где совсем не нанотермос медленно (после многочисленных нажатий) делился с явно привыкшими к трудностям участниками кипятком. Пили в основном кофе. Крепкий.
Может из-за холода, может из-за предстоящей продуктивной работы на собственно конференцию остались далеко не все, в основном - учёные. Места, которые могли бы занять производственники, почему-то пустовали. Зато было много докладов по тематике: нанотехнологии в машиностроении; нанотехнологии в металлургии; нанотехнологии для агропромышленного комплекса, риски, связанные с нанотехнологиями, нанотоксикология ,инженерные технологии наноразмерного диапазона; моделирование нанопроцессов и наноструктур; применения наноструктур, наноматериалы и нанопокрытия; нанотехнологическое оборудование; нанотехнологии для экологии: утилизация и переработка отходов, снижение вредных выбросов в атмосферу; нанотехнологии для ТЭК: ресурсосбережение, альтернативные источники энергии; нанотехнологии в строительных материалах и конструкциях; нанотехнологии в ЖКХ.
Только вот, услышаны ли они, найдут ли себе применение, так и осталось загадкой.
По дороге к станции мне почему-то вспомнился пресс-релиз Роснано о создании наночернил, способных писать на воде. Учёные, правда, пока не выяснили, где они могут пригодиться. А потому, придумали бы лучше наноформу для доклада, заставляющую проникать наноидеи в головы не всегда нано производственников (независимо от их воли) и оставаться там навсегда.
"