О профессиональном опыте, который должен работать на перспективу, государственном мышлении и предстоящем юбилее наш разговор с генеральным директором – главным конструктором СКБМ Сергеем САЛЬНИКОВЫМ.
- Сергей Сергеевич, конструктор – по сути своей созидатель. Он генерирует идеи и способы их реализации. Но конечный продукт делают производственники и нередко именно им достаются лавры.
- Конструктор испытывает максимальное удовлетворение от своего труда, когда его идеи реализованы, когда то, что он придумал и создал, – чертежи, 3D-модели - воплощены в металле и имеют заложенные им свойства. В нашем случае высшая степень удовлетворения – видеть, как курганские боевые машины участвуют в параде Победы на Красной площади в Москве.
- СКБМ всегда работало в тесной связке с Курганмашзаводом, в состав которого и входило изначально. Как вы оцениваете этот тандем?
- По моему глубокому убеждению, такое взаимодействие – половина успеха. Благодаря постоянному контакту с производством, конструкторы приобретают важные практические знания, вникают в суть технологических процессов на этапе изготовления и испытания как узлов, так и готовых опытных образцов.
- Какие боевые машины можно считать визитной карточкой КБ?
- Скорее можно говорить о направлении, которое мы представляем на правах ведущего разработчика России, - это создание боевых гусеничных плавающих машин легкой категории по массе. Мировую известность завоевали БМП-2, БМП-3 и их модернизации. Эту технику мы продолжаем поддерживать на высоком уровне, оснащая современными опциями.
Но каким бы заслуженным ни был коллектив конструкторов, без новых проектов он не имеет будущего. Накопленный потенциал нужно реализовывать. Когда я пришел работать в «Концерн «Тракторные заводы», был приятно удивлен: конструкторской деятельности уделяется серьезное внимание. Ставка делается на развитие.
К примеру, модернизация техники для ВДВ – боевой машины десанта четвертого поколения и бронетранспортера полностью проведена за счет средств Концерна. Поначалу совершенствование десантных машин планировались проводить на «ВгТЗ», но когда возникла идея унификации БМД-4 с БМП-3 по узлам и агрегатам, решение задачи передали в Курган.
Замечу, что работать с десантниками очень интересно. Это один из немногих потребителей Министерства обороны России, который четко знает, что ему нужно, и свои потребности формулирует в конкретных тактико-технических требованиях (ТТТ).
- Сегодня уже можно говорить, что результат этой работы стал основой для заключения гособоронзаказа. По десять опытных образцов БМД-4М и БТР-МДМ уже направлены на государственные испытания и опытную эксплуатацию в воинские части ВДВ. Можно говорить о каких-то предварительных итогах?
- Оценка нашей технике будет дана заказчиком по завершении испытаний и представлении конструкторской документации межведомственной комиссии, итогом чего должно стать присвоение КД литеры О1. Ожидаем, что произойдет это в конце 2014 года. Примерно 50% объема испытаний на обеих машинах уже проведены – стационарные, полевые, проверка на плаву и стрельбовые предстоят испытания в морских условиях, в термокамерах, на специальные воздействия и другие. Все возникающие замечания курганскими конструкторами и производственниками устраняются оперативно.
- Сергей Сергеевич, расскажите о самой ожидаемой премьере, которая должна состояться в следующем году на Красной площади в Москве в 70-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне, - о «Курганце-25».
- Как все прекрасно знают, на протяжении десяти с лишним лет Министерство обороны России не ставило конкретных задач перед оборонно-промышленным комплексом страны. С назначением на должность министра обороны Сергея Шойгу ситуация радикально изменилась. В 2010 году по инициативе главного автобронетанкового управления оборонного ведомства СКБМ было предложено начать разработку плавающей перспективной гусеничной платформы легкой категории по массе.
Любая боевая машина имеет три основных показателя: подвижность, защищенность, огневая мощь. Что будет в приоритете, определяет заказчик. До недавнего времени эти показатели распределялись следующим образом: первое – подвижность, второе – огневая мощь и далее защищенность. В рамках новой концепции на первое место выдвигается защищенность и эргономика, а уже затем подвижность и огневая мощь.
Задача перед нашим конструкторским бюро поставлена чрезвычайно сложная технически и строго ограниченная по срокам реализации. Если раньше, лет 20 назад на разработку одной машины уходило около десяти лет, то сейчас от выдачи ТТЗ до завершения ОКР отводится всего пять лет. И мы должны сделать не одну, а три машины различного назначения на одной платформе.
Первое, с чего начинали, - создавали облик машины. Был проведен комплексный анализ зарубежных аналогов, но сравнивать тут довольно сложно, поскольку в периметре плавающей военной техники у СКБМ нет серьезных конкурентов на мировом рынке вооружения. К слову сказать, облик перспективной боевой машины был разработан опять же за счет средств Концерна, как и проведение предварительных расчетов. В конечном итоге проект был защищен и одобрен Министерством обороны России и ОАО «СКБМ» в 2011 году получило Госконтракт на выполнение ОКР.
- На каком этапе находится эта работа сейчас? Какие проблемы решаются особенно сложно?
- Сегодня на Курганмашзаводе изготавливаются опытные образцы «Курганца-25» для предварительных испытаний машин.
Особенно непросто приходится с предприятиями-соисполнителями (их у нас более двух десятков), которые изготавливают узлы к перспективной гусеничной платформе. Вся комплектация - не заимствованная, это абсолютно оригинальные разработки. Каждый из наших партнеров в идеале должен четко по графику отрабатывать свою тему, но, увы, получается не у всех, многое зависит от квалификации коллектива. Так, партнеры поставляют нам двигатель, гидросистему, боевой модуль и т.д., любой сбой объективно задерживает СКБМ как головного исполнителя. Формирование надежной команды предприятий-соисполнителей для нас чрезвычайно актуальная задача.
- Успеете сделать машины для парада Победы?
- Это наша святая обязанность, и никаких сомнений в том, что задачу выполним, быть не может. Те же, кто сомневается, создают негативное поле, мешающее эффективной работе. Риск есть в любом деле, но если его ставить в приоритет, то лучше вообще ни за что не браться.
С глубоким уважением отношусь к бывшему директору Курганмашзавода Михаилу Александровичу Захарову. Это человек государственного склада ума. В свое время он четко понимал, что заводу не выстоять без новой боевой машины БМП-3, и все силы положил на то, чтобы продвигать разработку «тройки» и ее освоение. Именно такие люди двигают прогресс. Они не приемлют понятия, что это невозможно. Все можно сделать: было бы желание и надежная команда профессионалов.
- В СКБМ команда была и остается более чем заслуженная. Кого бы вы назвали гордостью коллектива?
- Индивидуальность, безусловно, играет важную роль. У нас в КБ немало ярких личностей, вокруг которых создаются команды, где каждый специалист понимает цели и задачи, работает на общий результат. Здесь, на мой взгляд, ценны все - от нижнего до верхнего звена. Поэтому не стану никого выделять, скажу лишь, что в СКБМ наберется порядка двух десятков выдающихся конструкторов. Уверен, что хороший конструктор - это одержимый конструктор, его ведет и питает определенная злость в стремлении сделать лучше, совершеннее свою идею и ее воплощение.
- И много у вас злых ребят?
- Я доволен. Хотя кадровый дефицит для КБ тема болезненная. Привлекаем студентов, учащихся по направлению «Гусеничные машины» и «Автомобили и трактора» Курганского госуниверситета, начиная с третьего курса. Многие пишут на нашем материале дипломные работы, желающие уже на 4 и 5 курсе зачисляются в штат ОАО «СКБМ», на месте обучаются и выполняют производственные задания. Но остаются у нас после окончания вуза далеко не все, а именно одержимые.
Молодых специалистов, которые остаются в КБ и с желанием осваивают специальность, мы всячески поддерживаем, поощряем и продвигаем, давая возможность расти профессионально.
При достаточно конкурентной заработной плате иных отпугивает высокая интенсивность труда, что в целом свойственно для оборонно-промышленного комплекса. В нашем случае, кроме разработок, конструкторам приходится еще и достаточно часто бывать на производстве, работать с технологами, представителями военной приемки.
Уверен, престиж профессии инженера-конструктора нужно поднимать и поддерживать на всех уровнях, в том числе и правительственном. Конечно, для этого нужно время, но главное положить начало. Так, в прошлом году шесть конструкторов СКБМ были награждены стипендией Правительства Российской Федерации за свои разработки. Этот факт свидетельствует о признании высоких достижений и вкладе курганских конструкторов в создание прорывных технологий и разработку современных образцов вооружения.
- Мы еще не коснулись гражданского направления, по которому в СКБМ также ведутся перспективные разработки. Это модернизация ТМ, МКСМ, совершенствование лесной машины, создание современных гидромеханических трансмиссий и другое. К сожалению, трудно объять необъятное…
Вернемся к предстоящему юбилею коллектива. В этот раз знаменательная дата больше похожа на небольшую передышку в череде напряженных будней. Что пожелаете Вы своей команде накануне 60-летия?
- Желаю уверенности в своих силах, конструкторской злости и упорства в достижении цели. Помните девиз десантников: «Никто, кроме нас!» Это значит, что они решают любую поставленную задачу. И СКБМ этот девиз тоже очень подходит. Пусть в каждом из вас, уважаемые коллеги, живет понимание того, что вместе мы выполняем дело государственного значения, без преувеличения работаем на укрепление оборонной мощи нашей Родины.
Крепкого вам всем здоровья, как говорится, в здоровом теле – здоровый дух, личного счастья и материального благополучия. Спасибо за ваш труд!
Фото из архива ДСК
На фото: Сергей Сальников; БМП-3, БМД-4М и БТР-МДМ на параде Победы в Кургане
"