- В студии председатель общественного совета при Минпромторге, член Общественной палаты РФ, генеральный директор холдинга Росэлектроника" Андрей Зверев. Акции холдинга "Росэлектроника" у Ростеха. В первую очередь будем говорить про импортозамещение. Вы не так давно заявляли, что, в принципе, мы можем довольно быстро это сделать, что касается особенно оборонного комплекса, вооружений, то речь идёт о достаточно коротких сроках. Всё правильно?
- И да и нет, потому что я всё время говорю, что импортозамещение возникло не вчера. Этот вопрос наше правительство, и в частности, министерство промышленности и торговли занимается этим вопросом с конца 90-х годов. Собственно говоря, когда всё вернулось на свои рельсы, все поняли, что без российской электроники в широком смысле этого слова наша страна не сможет отстоять свою национальную независимость, особенно в техническом плане. И государство обратило на нас внимание. Была составлена достаточно хорошая, серьёзная программа именно по модернизации отрасли в целом. Выполняется с начала 2000 годов. Уже 2015 год не за горами. Я могу сказать, что она выполняется достаточно успешно. И поэтому уже очень многие подотрасли радиоэлектроники вышли на серьёзный мировой уровень, а некоторые вопросы даже немножко опережают. То есть, этот процесс планово идёт. Другое дело, что общественное внимание к этому процессу несколько усилилось на фоне событий на Украине. Началось всё это, когда наши украинские коллеги заявили о том, что ничего поставлять не будут в военной области, в том числе. И это, действительно, затронуло некоторые отрасли нашего оборонно-промышленного комплекса, прежде всего, вертолётной отрасли. Там "Мотор сич" достаточно серьёзную роль играл в кооперации. Также некоторые вещи в ракетно-космической отрасли, потому что есть кооперация по ракетным двигателям в Запорожье. Тогда всё это закрутилось, плюс добавились санкции. Причём, санкции тоже в том числе, в технологичных отраслях, потому что технологии двойного назначения. Мы все знаем, что технологии, которые в основе, в компонентной базе, они все двойного назначения. Но это понятно. Если булочник выпекает хлеб, то его едят все – и солдаты, и врачи. И поэтому и мы в радиоэлектронике выпускает компонентную базу, её можно использовать где угодно – и в радиостанциях, и в каких-то устройствах, управляющих ракетами и т.д., и, в том числе, в магнитофонах, телевизорах. И вот поэтому она немножко обострилась. Как в своё время писали: "российская электроника на марше". К нам как раз относится в полной мере. Мы идём своим путём, нормально, даже несколько ускорились.
- То есть, у вас есть изменения или нет? Вы говорите, что было планово, но в связи с последними событиями, больше внимания государства. Может быть, больше денег вам стали выделять?
- Вы знаете, денег не стали больше выделять, денег и так выделили достаточно. Стало больше заказов. Все вдруг осознали, что есть не только "Российская электроника" как название, а есть физически, и стали очень много заказывать. Мы стали зачастую не справляться с заказами.
- Вы выиграли можно сказать?
- Да, нам большой плюс.
- А с другой стороны, мы сегодня разбирались с этим термином импортозамещение. Вроде всё понятно. Нам сегодня представитель Госдумы возьми, да и скажи: "Мы сейчас ищем другие рынки". Мы говорим, подождите, импортозамещение – это одно, а переходить на другие рынки – это другое. То есть, мы ищем новых партнёров, или мы, действительно, всё сами будем делать?
- Россия является членом ВТО. Россия является постоянным членом Совета безопасности ООН со всеми вытекающими отсюда последствиями. И несмотря на попытки изолировать Россию от основного мира, которые предпринимаются рядом ведущих западных стран, это не получается. Мир большой, мир многополярный. И мы замечательно сотрудничали, сотрудничаем и будем сотрудничать с такими странами как Китай, Сингапур, Малайзия, Индонезия, Латинская Америка, Бразилия, которая серьёзно продвинулась в области hi-tech, Уругвай. Можно перечислять много стран, с которыми у нас замечательные отношения, и которые и не промышляют о том, чтобы присоединяться к тем санкциям, которые объявляют против нас некоторые страны.
- Вопрос от слушателя: "Хочется конкретики. Чего делаем?"
- Много чего делаем. 123 предприятия находится в холдинге. Поэтому делаем, начиная от каких-то сверхчистых материалов для электронной промышленности, и кончая, например, последняя наша разработка – это новый комплекс измерения нефти на скважине, который мы разработали, и который примерно на 40% лучше учитывает нефть. При этом мы используем то, что говорим военные разработки в жизнь, или разработки для оборонного комплекса. Есть такая область сверхвысоких частот, в которой мы много что делаем. Лампы бегущей волны и т.д. Так вот, этот принцип был применён для измерения как раз количества нефти в жидкости, которая со скважины поднимается на поверхность. Мы сейчас ведём переговоры с компанией "Роснефть", с рядом других компаний об установке наших узлов учёта на их месторождениях. Во-первых, наши устройства дешевле зарубежных аналогов, а во-вторых, нефть считают лучше. Я надеюсь, что это будет востребовано нашими нефтяными компаниями. У нас есть такая вещь как несанкционированные потери нефти, мы надеемся их сократить.
- Тяжело идут переговоры? Они не хотят покупать?
- Нет. Нормально всё идёт. Хотят. Я думаю, что они завершатся успешно. Другая вещь. Например, мы делаем вакуумный выключатель для подстанций 110-120 киловольт, которые, в отличие от импортных, не используют L-газ, там вакуум внутри, и поэтому они экономически служат дольше, проще в эксплуатации, и даже в случае какой-то аварии нет утечки вредных химических веществ. Например, две такие небольшие разработки, которыми мы занимаемся.
- А то, чем вы гордитесь?
- Я бы не сказал, что мы гордимся. Просто мы это делаем. Делаем хорошо, зачастую лучше, чем наши зарубежные конкуренты. И будем дальше развивать. Это наша работа. Мы должны её делать, делаем с удовольствием.
- Может быть такой вариант, если говорить о сельхозпродукции, недавно Владимир Путин, когда был в Минске, сказал, что через Белоруссию идут к нам товары, ввоз которых запрещён. Может быть такое же, если речь идёт о технологиях? Через другие страны будет к нам поступать, но уже по другой цене.
- Дело в том, что там граждане рвутся поставить к нам свою сельскохозяйственную продукцию, используют какие-то тайные тропы в области hi-tech и технологий. Тут наоборот. Западные страны как раз не хотят поставлять нам такие современные технологии. Не хотят, кстати, давно. Ещё до санкций не особо поставляли. Вы знаете, есть свои технологии, и очень неплохие. Нам единственное что, серий не хватало зачастую для того, чтобы технологии внедрить в производство. Сейчас серий хватает. Потом есть юго-восточная Азия, с которой мы замечательно сотрудничаем, и которая за прошедшие 20 лет сделала гигантский скачок в области радиоэлектроники, и во многом нас догнали и обогнали и западные страны. Поэтому не вижу больших проблем.
- Слушатель спрашивает: "Может, объединиться с Китаем и совместно развивать их линейку процессоров?"
- Вы знаете, на самом деле, процессор или вычислитель – это такая штука, которую бы желательно иметь свою каждой стране, которая претендует на роль лидера или на роль великой державы. Поэтому да, с Китайской народной республикой мы дружим по многим направлениям радиоэлектроники, но это не означает, что мы не закончим разработку собственного процессора.
- С 2014 по 2020 гг. в рамках программ по инновационному развитию вы получите 210 млрд. рублей.
- Мы получаем. И это как бы такая цифра, не знаю откуда она у вас оказалась, это всё вместе. Это и собственные средства, не только деньги государства. Это и прибыль, нами получаемая, которую мы реинвестируем в развитие, это и кредиты банков, это средства из федеральных целевых программ. Примерно пополам.
- 123 предприятия входит в холдинг, ведётся множество разработок. Что касается персонала, у нас же часто говорят, что уезжают лучшие умы и т.д. Хватает персонала или нет?
- К нам наоборот приезжают. Приехали к нам товарищи из Израиля, из США. Не скажу, что много. Но нам много и не надо. Нам лучшие нужны.
- Работать здесь?
- Да, постоянно. Там же плохо. Во-первых, налоги сумасшедшие, а у нас 13%. Представляете что это такое? Реально, если большая семья, а он один работает, что же, он 50% отдал дяде, а на 50% ему надо кормить троих-четверых детей.
- Там и доходы другие, наверное.
- Нет, сопоставимые. Мы же не берём на работу дворников, мы берём высококлассных специалистов, которым платим адекватные зарплаты.
- Слушатель Виктор спрашивает: "Что-нибудь в магазине ширпотреба, то есть, то, что для всех?"
- Магазин ширпотреба – это, скорее, приборы, основанные на принципах сверхвысоких частот. Это различное диагностическое оборудование. Мы на последней выставке "Технологии машиностроения" в Жуковском представляли наши приборы. Это приборы определения состава крови, это тепловизионные устройства определения патогенных зон на теле человека. Вы знаете, когда что-то болит, повышается температура в этом месте. Тепловизионный прибор позволяет определить где в каком месте реально у человека что-то болит, а потом дальше проводить уже уточняющую диагностику. Это такие таблетки СВЧ, которые человек может проглотить. За время прохождения по организму, сверхвысоким излучением оказывается благотворное действие на различные органы. Я сам такую таблетку глотал, мне понравилось.
- И что было с вами?
- Очень хорошо потом себя чувствовал в течении недели.
- Что такой короткий срок?
- Потом надо снова глотать.
- Слушатель Кирилл спрашивает: "Когда мы увидим наши торговые марки, которые могут в полной мере конкурировать по качеству и цене с именитыми брендами, которые будут ощутимы для российского потребителя?".
- Это сложный вопрос. Дело в том, что мы занимаемся как раз профессиональной электроникой, то есть, электроникой для отраслей – для связи, телекоммуникаций, обработки данных, электроники специального назначения. Бытовой электроникой не занимаемся. Боюсь, что ещё не скоро. Но тут объективные обстоятельства. Нас всего 140 миллионов. Поэтому когда у Кирилла будет пятеро детей, и ещё у миллионов Кириллов, Маш и женщин, мужчин нашей страны будет от трёх до пяти детей, население страны будет 350-400 миллионов, тогда увидим. Рынок нужен, прежде всего, внутренний. За счёт чего Китай так резко рванул? Там 1,5 млрд. человек внутренний рынок. Стал локомотивом.
- А вы предложите меры? Всё взаимосвязано. Кирилл, вас должно быть больше, размножайтесь.
- У меня трое детей, двое внуков. Я чуть-чуть выполняю программу.
- У вас тоже не пятеро.
- К сожалению. Я поздно начал.
- А дальше Кирилл вам задаст вопрос – а как? Там пойдёт речь о зарплатах и т.д.
- А зарплата и т.д. зависит от того же Кирилла, как он трудится, насколько он упорен, насколько он готов грызть землю, насколько он готов работать на трёх работах. Я когда был молодой, я учился, занимался ещё вечером, и плюс работал на двух работах.
- Тогда у него на детей времени не будет.
- Почему? Дети появлялись, воспитывались. Это абсолютно нормально. Пока молодой, человек должен работать очень интенсивно.
- Денег вам вроде достаточно выделяется?
- Вполне.
- Больше не хотите?
- Никогда не бывает много. Но я считаю, что для тех задач, которые перед нами стоят, их вполне достаточно.
- На персонал вы тоже не жалуетесь, говорите, что специалистов достаточно.
- Мы их воспитываем. Я бы не сказал, что я не жалуюсь. Естественно, всегда специалистов не хватает. Но это не критическая нехватка. То есть, мы постоянно в это вкладываемся. У нас 26 базовых кафедр на профильных институтах на наших предприятиях находится. Мы постоянно воспитываем.
- Что касается обмена опытом по учебной части. Сейчас это тоже сокращается, не приветствуется? Мы ездили за рубеж на стажировки.
- Моё личное мнение, что пока ты студент в области hi-tech, лучше, чтобы этот студент здесь варился, в нашем соку. У нас достаточно серьёзная академическая школа, много светлых голов. И лучше бы, чтобы он здесь закрепился сначала на производстве, а когда он уже понял, чем будет заниматься, и нашёл своё место в России, тогда его можно отправлять на стажировку. А пока человек молодой, неопытный, ему всё кажется, что на Западе всё так замечательно, а у нас так всё здесь плохо, и воздух не такой, и люди смотрят не так, а там все чмок-чмок. Бывает, что в голове происходит такие изменения патогенного характера, и молодой человек решает, что ему там очень замечательно и хорошо, и уезжает отсюда сразу после окончания института. Потом он понимает, что там всё не очень здорово, и живёт там как в резервации, и скучно там, и рюмку тяпнуть вечером не с кем, и солёным огурчиком закусить и по душам поговорить и т.д. Но россияне же отличаются немножко от граждан других стран. Ностальгия – это только наше слово такое, все остальные как-то не сильно переживают, уезжая из своей страны.
- Чего ещё не хватает?
- Бюрократии с избытком хватает. Очень тяжелый путь согласований, очень много бумажек перекладывается, межведомственное взаимодействие оставляет желать лучшего. Я являюсь сторонником того, чтобы был кто-то один определяющий. Если мы говорим о модернизации, то если за неё отвечает Минпромторг, то ему все карты в руки. То есть, иначе получается, у Минэкономразвития свои приоритеты, у Минфина свои приоритеты. И на стыке, в этом треугольнике происходит такое броуновское движение иногда, и по полгода ждёшь изменения федеральной целевой программы. Это не очень здорово.
http://www.mashportal.ru/interview-36209.aspx
"