Премьер-министр РФ Владимир Путин считает, что ставка 14% годовых достаточна для кредитования реального сектора экономики. Но банкиры, похоже, так не считают.
«Банки, увеличившие свой капитал за счет субординированных кредитов, должны выдавать кредиты реальному сектору по ставке не выше ставки рефинансирования Центробанка плюс 3% — значит, 14% годовых», — заявил премьер на совещании, посвященном ситуации в банковской сфере и кредитованию реального сектора экономики.
По его мнению, такой уровень процентных ставок в условиях кризиса вполне приемлем. Он позволяет предприятиям-заемщикам продолжать реализацию программ развития, а банкам — «получать нормальные доходы».
При этом Путин дал понять, что власти не намерены стимулировать кредитование любой ценой, например за счет устойчивости банковской системы. От Сбербанка премьер потребовал более профессиональной работы — не сворачивать кредитование и не допустить роста плохих активов.
До встречи с банкирами Путин обсудил ситуацию с кредитованием с губернаторами Ярославской области Сергеем Вахруковым и Новгородской области Сергеем Митиным. Вахруков пожаловался премьеру на чрезвычайно высокие ставки по кредитам. По его словам, «экономика региона не выдерживает» таких ставок.
Глава правительства поинтересовался у ярославского губернатора, как отразилось снижение ставки рефинансирования Центробанка до 11% на условия кредитования. Никак, был ответ. «Сегодня промышленные предприятия кредитуются в лучшем случае под 17%, а обычно больше чем под 20%», — заявил губернатор. Да и получить кредиты очень сложно.
Власть регулярно стимулирует кредитование реального сектора, требуя от банков снижения процентных ставок. Взамен государство пошло на ряд уступок. В частности, изменились условия выдачи субординированных кредитов. Изначально акционеры должны были вносить в капитал собственные средства, равные объему предоставляемой госпомощи. Теперь это соотношение составляет один к трем. Правительство потребовало, чтобы банки целиком направили полученные средства в экономику по ставке, не более чем на 3% превышающей ставку рефинансирования, то есть 14%. Шесть банков уже выразили желание получить кредиты по новой схеме, среди них Газпромбанк, банк «Русский стандарт», Альфа-банк, банк «Санкт-Петербург».
Государство облегчило для банков процедуру получения госгарантий, на предоставление которых в бюджете зарезервировано 300 млрд рублей. Первоначально государство несло субсидиарную ответственность: банк мог получить 50% от государства только после того, как востребует с должника 50% ссуды. Теперь правительство несет солидарную ответственность, что позволяет банкам сразу получить деньги, а потом реализовать залог.
Антикризисные меры коснулись и малого бизнеса. В частности, разработана программа ВЭБа по кредитованию малого и среднего бизнеса, в рамках которой выделено 40 млрд рублей. Банки смогут получить от ВЭБа ресурсы под 10,5–10,7% годовых при условии, что они будут кредитовать малый бизнес под 13–14% годовых. 75 банков уже выразили готовность участвовать в этой программе. В ее рамках 75 банков готовы кредитовать малый бизнес под 13–14% годовых. Ресурсы от ВЭБа они будут получать под 10,5–10,7%, и маржа не должна превышать 2–3%.
Однако эти меры не способствовали росту темпов кредитования экономики. С начала года кредитный портфель госбанков вырос всего на 1,31%. В конце июня Путин посоветовал руководителям банков с госучастием — Сбербанку, ВТБ, Газпромбанку, Россельхозбанку, ВЭБу — не планировать летние отпуска до тех пор, пока они не выдадут реальному сектору 400–500 миллиардов рублей кредитов.
Главная причина, почему банки не кредитуют в тех масштабах, которых хотело бы правительство, — неопределенность относительно будущего глобальной экономики. У большинства банков сейчас уже достаточно проблемных кредитов. А выдавать новые кредиты с повышенными рисками означает обречь себя на банкротство в будущем.
"