В начале 2013 года вступил в силу новый закон «О государственном оборонном заказе», предусматривающий изменение схемы формирования ГОЗ. Для его реализации необходимо введение в действие восьми нормативных документов, детализирующих процесс ценообразования. Однако на текущий момент в силу вступили лишь два из них, а остальные - находятся в процессе обсуждения, поэтому в текущем году ГОЗ формировался по старой схеме. С 2014 года государственный оборонный заказ будет исполняться в соответствии с новым законом, что, по мнению экспертов, позволит создать прозрачную структуру формирования цен на продукцию военного назначения.
По мнению вице-президента Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям», руководителя группы советников генерального директора ОАО «Рособоронэкспорт» Александра Бриндикова, этот закон позволит решить многие из проблем технического перевооружения. Меры государственной поддержки позволили стабилизировать состояние ОПК, но не привели к его развитию. «Ситуация с техническим перевооружением запоздала, внедрять сегодня нужно не столько новые станки, сколько системные технологичные производства», - отметил он, добавив, что сегодня эти вопросы «заговариваются», часто звучат заявления о необходимости принятия закона «О промышленной политике», но в проектах этого закона приводятся лишь общие формулировки, которые не дают ничего конкретного в решении вопросов, связанных с перевооружением.
Как отметил Председатель Комитета по оборонной промышленности Союза машиностроителей России, генеральный директор ОАО «Концерн «Созвездие» Азрет Беккиев, в соответствии с законом «О ГОЗ», вопросом ценообразования будет заниматься Правительство РФ, и в проекте постановления Правительства прописана новая формула рентабельности 20+1%, с которой многие предприятия не согласны. «Например, в авиации предприятие-финалист производит максимум 25-30% соответственных работ по самолету, а остальное выполняют предприятия-смежники: двигатели, шасси, авионика, в зависимости от типа самолета. В итоге по новому закону финалист получает рентабельность только на эту часть своих работ с рентабельностью 20%, а на всю остальную стоимость самолета рентабельность устанавливается всего в 1%. Но ведь именно предприятие финалист несет расходы по монтажу двигателя, транспортной и складской логистике и принимает на себя гарантийные обязательства и огромное количество других расходов – и все это за один процент прибыли? Тем самым, предприятия, фактически, вынуждают открывать цеха по производству комплектующих», - заметил он.
По мнению Беккиева, за счет этого не только снижается качество готового продукта, но и не выгодной становится кооперация предприятий по компетенциям в рамках исполнения ГОЗ. Поэтому и необходимо такое экспертное обсуждение всех пунктов формирования ГОЗ. «Любое профессиональное обсуждение является большой информационной подпиткой для принятия необходимых решений. По итогам этого круглого стола будет сформировано соответствующее решение, которое будет направлено в ВПК и общественный совет при Минпромторге. На основании этого решения Министерству промышленности и торговли мы предложим рассмотреть вопрос о необходимости пересмотра коэффициентов рентабельности», - подытожил Азрет Беккиев.
В свою очередь, заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской федерации Олег Бочкарёв отметил, что контроль ценообразования в российской «оборонке» требует создания аудиторской системы, в связи с тем, что многие предприятия-исполнители ГОЗ накручивают цены на комплектующие. По его словам, Минобороны и промышленность неоднократно конфликтовали по поводу цен на военную продукцию, и отчасти из-за этого год от года затягивается выполнение гособоронзаказа. В новом законе реализован тезис Министерства обороны, в котором изъявлено желание заниматься вопросами ценообразования совместно с Министерством промышленности и торговли и Федеральной службой тарифов.
Олег Бочкарёв высказал критику в адрес управляющих компаний, которые, по его мнению, не обеспечивают адекватного ценообразования гособоронзаказа. По его словам, сегодня «эффективные менеджеры» таких организаций подняли вопрос о целесообразности софинансирования, аргументируя это тем, что собственные деньги вкладывать не выгодно. Поэтому необходимо выслушать мнение экономистов, чтобы получить профессиональное объяснение сложившейся ситуации.
«Сегодня в промышленность направлены колоссальные ресурсы по гособоронзаказу - более 1,5 трлн рублей - это приблизительно два объема гособоронзаказа 2012 года. Отдельные предприятия заявили, что денег уже нет, но такие большие суммы физически невозможно было потратить за столь короткое время. Есть ощущение, что эти деньги неправильно сработали», - сказал он.
По его мнению, такое нецелесообразное расходование средств связано с неэффективной работой некоторых управляющих компаний, структура которых чересчур разветвлена и бюрократизирована.
Представитель одной из управляющих компаний, заместитель генерального директора «Росэлектроника» Арсений Брыкин заметил, что такая критика актуальна для вертикально ориентированных управляющих структур. Горизонтально интегрированные управляющие компании, наоборот, показывают эффективность в своей работе и увеличение прибыли всех предприятий, входящих в холдинг. Арсений Брыкин заключил «Сегодня мы озвучили нашу позицию по необходимости создания Координационного Совета – структуры, которая бы объединила представителей всех компаний, участвовавших в ценообразовании гособоронзаказа, призванного скоординировать деятельность поставщиков и потребителей в рамках цепочки поставок. В настоящий момент такой совет создан при Росэлектронике, и в нем активно принимают участие представители госкорпораций, Союза машиностроителей России. Наша интеграция в этом смысле с СоюзМашем уже дает свои позитивные плоды и готовы к этой интеграции».
"